Чисто теоретически прежде, чем ваш стартап станет многомиллионной компанией, вы пройдете несколько этапов инвестирования в вашу задумку. Сначала 15000$ от агашки и богатых друзей, через полгода 200,000$ от ангел-инвестора и еще через год 2,000,000$ от крупного венчурного фонда. Это если все будет хорошо. Продолжение после инфографики
Каждый раз когда вы получаете деньги, вы отдаете часть компании. Чем больше и чаще вы берете, тем большая часть компании уже не ваша. В итоге получается у вашей компании несколько хозяев, но каждый со своим куском пирога.
Раздел пирога
Идея раздела пирога очень проста: когда вы только начинаете у вас есть маленький, очень маленький пирог. Вам принадлежит 100% от этого пирога. Когда вы получается инвестиции от других лиц, сам пирог становится больше, но вам уже принадлежит меньшая его часть. Самое главное, чтобы ваша часть большого пирога была больше изначального маленького.
Когда компания Google вышла на IPO, у Ларри и Сергея (основатели Google) было всего по 15% компании. Но эти 15% были от очень большого пирога.
Этапы финансирования
Давайте рассмотрим жизнь гипотетического стартапа как несколько раундов инвестиции.
Этап идеи
Вначале это только вы. Вы очень умны, у вас много идей и вы решили, что вот она — та самая идея, которая сделает Вас миллионером. Момент когда вы начали над ней работать — это рождение вашей компании, и с этих пор вы что-то стоите и начали приносить пользу обществу. Оценку в долларовом эквиваленте пока дать тяжело, но так как 100% пока еще незарегистрированной компании принадлежит Вам, Вы и не паритесь на счет этого. Идем дальше.
Этап партнерства
Вы поняли что одному не так легко создать работающий прототип. Это всегда занимает больше времени, чем кажется поначалу. Но есть и хорошая новость: Вы случайно познакомились с очень умной и красивой программисткой, которая знает Objective-C и Swift лучше вас (чисто гипотетически). Поработали несколько дней вместе над проектом и поняли, что она принесет много пользы компании. Платить Вы не можете, и даже если бы могли, то это была бы ваша работница, а не со-основатель, что совсем другая история. Поэтому Вы предлагаете ей долю.
Но сколько? Сначала вас душит жаба изнутри. 20% — слишком мало? может быть 40%? В конце концов, это же МОЯ идея. Но вы понимаете, что на данном этапе вы стоите ничего — только идея, и она согласившись с Вами работать, берет на себя такой же риск как и Вы. Если у нее будет меньше 50%, то жаба будет душить уже ее, что отрицательно скажется на совместной работе в будущем. Настоящее партнерство основано на взаимоуважении и вы решаете взять ее в со-основатели на равных условиях — 50 на 50.
Этап семьи и друзей
Через несколько месяцев, вы понимаете, то слишком часто кушаете Доширак, и пришло время попросить у кого-нибудь денег. Продукт вы пока не создали, поэтому выбор падает на ваших друзей, родственников и крутых агашек. К счастью, дядя вашей со-основательницы купается в деньгах и вы продаете ему 5% от компании за 15,000$. Теперь вы можете снять маленький офис и кушать Доширак уже там и не беспокоясь о деньгах как-минимум полгода.
Регистрация компании
Чтобы дать вашему агашке 5%, вы зарегистрировали компанию. Еще на этом шаге, вы убрали в сторону 20% компании в виде опционов (возможно не совсем правильный термин здесь) для будущих разработчиков . Почему? Чтобы потом было легче расширять команду и давать долю в компании тем, кто будет работать на нее в будущем. А еще, потому что будущие инвесторы захотят этого. Должна быть часть компании, с которой ни Вы, ни Ваш партнер ничего не можете натворить. Например, не сможете продать другому настойчивому агашке по низкой цене или взамен на квартиру в Астане. Но сейчас до этого далеко: пока дедушкины деньги не закончились, вам нужно найти инвестиции на следующие раунды. Ваши варианты:
- Инкубаторы, акселераторы — места где дают деньги, рабочее место и менторов. Денег обычно дают немного — около 25,000 $, но некоторые менторы стоят гораздо больше, чем просто деньги. Например Paul Graham на Y-Combinator
- Ангел инвесторы — в 2013 (первая четверть) средний размер инвестиции ангелов составил 600,000 $ (статистика здесь). Это хорошие новости. Плохая новость в том, что в среднем они вкладывали в компании, которые оцениваются хотя бы в 2.5 миллиона долларов. Здесь вы должны задать себе вопрос: стоит ли ваша компания два с половиной лимона? Как это узнать? Просто попробуйте представить лучший вариант событий: Вы доделали свой прототип. Интерес пользователей колоссален. Вам просто нужно выйти на рынок.
После громадных усилий, вы находите своего ангел-инвестора, который оценивает вас в один миллион долларов. Он согласен инвестировать 200,000$ Что дальше ?
Дело в том, что оценив компанию в один миллион долларов и согласившись инвестировать 200 тысяч, инвестор не получает 20. На самом деле чуть меньше.
1,000,000 $ (pre-money) + 200,000 $= 1,200,000 $ (post-money) — оценка после раунда инвестирования
Получается инвестору принадлежит 200,000 $ от компании которая стоит 1,200,000 $. Следовательно одна шестая.
(Подумайте так: вы сначала берете деньги, далее оцениваете компанию, потом даете долю в процентах)
В итоге, 200,000 $ / 1,200,000 $ = 1/6 = 16.7%
Как делиться пирог тогда?
Что теперь на счет Вас, вашей партнерши, и агашки? У вас всех доля в компании размоется на 1/6 часть (см. инфографику).
Хорошо ли, если у Вас размывается ваша доля? Не совсем. С одной стороны, каждый инвестором значит, что компания растет крупнее. С другой стороны, вы теряете контроль над своей компанией. Вас же потом уволят, как Стива в свое время.
Поэтому вы стараетесь брать инвестиции только когда необходимо и только у людей, кого вы уважаете и с кем готовы работать дальше.
Венчурный капитал
Наконец, ваш продукт пользуется успехом у пользователей. Вы быстро растете и решаете идти к венчурным фондам. Сколько они могут Вам дать? В среднем — 500,000 $ (опять же pre-money) Скажем, вашу компанию оценили в 4 миллиона и хотят вложить два. Логика остается такой же — венчурный капитал получает одну треть компании (а не половину). Это ваш Раунд А
Дальше, вы делаете раунд B, С и так далее. К какому-то моменту, интерес к вашей компании пропадает, деньги заканчиваются и компания умирает. Либо вы показываете ошеломляющий успех и решаете стать публичной компанией (IPO). Давайте выберем второй вариант.
Почему компании идут на IPO ?
Технически, IPO — это такой же раунд инвестиций, но не от конкретного инвестора, а от многих миллионов обычных людей. Через фондовые рынки компании продают акции и каждый может купить и перепродавать их. Звучит как более легкий способ поднимать деньги.
Есть еще одна причина выхода на IPO. Все инвесторы и держатели долей компании, на самом деле, обладают ограниченными акциями (restricted stock). Их нельзя просто пойти и продать кому угодно. Почему? Потому что компания еще не прошла проверку государством, что и делается в процессе вывода на IPO. Если государство решает, что компания безопасна для вывода на рынок акции — наступает момент, когда вклады инвесторов, работников и Вас лично оправдываются выводом ваших акции на рынок, где Вы и получаете первую прибыль в виде осязаемых денег. А до этого момента — у Вас в руках только куча бумаг и обещании.
Еще одна группа лиц заинтересованных в вашем выходе на IPO — это инвестиционные банки, такие как Goldman Sachs и Morgan Stanley. Они помогают подготовить все необходимые документы для вывода на IPO, но взамен получает около 7% всех денег, которые вы поднимете на рынке.
В итоге, на вашей идее могут заработать многие: ваши партнеры, агашка, ранние инвесторы, венчурные фонды, инвестиционные банки. На этой инфографике, компания подняла 235 миллионов на этапе IPO. Очевидно, что это выгодно всем.
Inspired by: How to fund a Startup, Paul Graham
How funding works, Anna Vital